С++ для начинающих

       

Статический вызов виртуальной функции


Вызывая виртуальную функцию с помощью оператора разрешения области видимости класса, мы отменяем механизм виртуализации и разрешаем вызов статически, на этапе компиляции. Предположим, что мы определили виртуальную функцию isA() в базовом и каждом из производных классов иерархии Query:

Query *pquery = new NameQuery( "dumbo" );

// isA() вызывается динамически с помощью механизма виртуализации

// реально будет вызвана NameQuery::isA()

pquery->isA();

// isA вызывается статически во время компиляции

// реально будет вызвана Query::isA

pquery->Query::isA();

Тогда явный вызов Query::isA() разрешается на этапе компиляции в пользу реализации isA() в базовом классе Query, хотя pquery адресует объект NameQuery.

Зачем нужно отменять механизм виртуализации? Как правило, ради эффективности. В теле виртуальной функции производного класса часто необходимо вызвать реализацию из базового, чтобы завершить операцию, расщепленную между базовым и производным классами. К примеру, вполне вероятно, что виртуальная функция display() из Camera выводит некоторую информацию, общую для всех камер, а реализация display() в классе PerspectiveCamera сообщает информацию, специфичную только для перспективных камер. Вместо того чтобы дублировать в ней действия, общие для всех камер, можно вызвать реализацию из класса Camera. Мы точно знаем, какая именно реализация нам нужна, поэтому нет нужды прибегать к механизму виртуализации. Более того, реализация в Camera объявлена встроенной, так что разрешение во время компиляции приводит к подстановке по месту вызова.

Приведем еще один пример, когда отмена механизма виртуализации может оказаться полезной, а заодно познакомимся с неким аспектом чисто виртуальных функций, который начинающим программистам кажется противоречащим интуиции.

Реализации функции print() в классах AndQuery и OrQuery совпадают во всем, кроме литеральной строки, представляющей название оператора. Реализуем только одну функцию, которую можно вызывать из данных классов. Для этого мы снова определим абстрактный базовый BinaryQuery (его наследники – AndQuery и OrQuery). В нем определены два операнда и еще один член типа string для хранения значения оператора. Поскольку это абстрактный класс, объявим print() чисто виртуальной функцией:




class BinaryQuery : public Query {

public:

   BinaryQuery( Query *lop, Query *rop, string oper )

              : _lop(lop), _rop(rop), _oper(oper) {}

   ~BinaryQuery() { delete _lop; delete _rop; }

   ostream &print( ostream&=cout, ) const = 0;

protected:

   Query *_lop;

   Query *_rop;

   string _oper;

};

Вот как реализована в BinaryQuery функция print(), которая будет вызываться из производных классов AndQuery и OrQuery:

inline ostream&

BinaryQuery::

print( ostream &os ) const

{

   if ( _lparen )

            print_lparen( _lparen, os );

   _lop->print( os );

   os << ' ' << _oper << ' ';

   _rop->print( os );

   if ( _rparen )

            print_rparen( _rparen, os );

   return os;

}

Похоже, мы попали в парадоксальную ситуацию. С одной стороны, необходимо объявить этот экземпляр print() как чисто виртуальную функцию, чтобы компилятор воспринимал BinaryQuery как абстрактный базовый класс. Тогда в приложении определить независимые объекты BinaryQuery будет невозможно.

С другой стороны, нужно определить в классе BinaryQuery виртуальную функцию print() и уметь вызывать ее через объекты AndQuery и OrQuery.

Но как часто бывает с кажущимися парадоксами, мы не учли одного обстоятельства: чисто виртуальную функцию нельзя вызывать с помощью механизма виртуализации, но можно вызывать статически:

inline ostream&

AndQuery::

print( ostream &os ) const

{

   // правильно: подавить механизм виртуализации

   // вызвать BinaryQuery::print статически

   BinaryQuery::print( os );

}


Содержание раздела