С++ для начинающих

       

Шаблон класса Array


В этом разделе мы завершим реализацию шаблона класса Array, введенного в разделе 2.5 (этот шаблон будет распространен на одиночное наследование в разделе 18.3 и на множественное наследование в разделе 18.6). Так выглядит полный заголовочный файл:

#ifndef ARRAY_H

#define ARRAY_H

#include <iostream>

template <class elemType> class Array;

template <class elemType> ostream&

   operator<<( ostream &, Array<elemType> & );

template <class elemType>

class Array {

public:

   explicit Array( int sz = DefaultArraySize )

      { init( 0, sz ); }

   Array( const elemType *ar, int sz )



      { init( ar, sz ); }

   Array( const Array &iA )

      { init( iA._ia, iA._size ); }

   ~Array() { delete[] _ia; }

   Array & operator=( const Array & );

   int size() const { return _size; }

   elemType& operator[]( int ix ) const

      { return _ia[ix]; }

   ostream &print( ostream& os = cout ) const;

   void grow();

   void sort( int,int );

   int find( elemType );

   elemType min();

   elemType max();

private:

   void init( const elemType*, int );

   void swap( int, int );

   static const int DefaultArraySize = 12;

   int _size;

   elemType *_ia;

};

#endif

Код, общий для реализации всех трех конструкторов, вынесен в отдельную функцию-член init(). Поскольку она  не должна напрямую вызываться пользователями шаблона класса Array, мы поместили ее в закрытую секцию:

template <class elemType>

   void Array<elemType>::init( const elemType *array, int sz )

{

   _size = sz;

   _ia = new elemType[ _size ];

   for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix )

      if ( ! array )

         _ia[ ix ] = 0;

      else _ia[ ix ] = array[ ix ];

}

Реализация копирующего оператора присваивания не вызывает затруднений. Как отмечалось в разделе 14.7, в код включена защита от копирования объекта в самого себя:


template <class elemType> Array<elemType>&

   Array<elemType>::operator=( const Array<elemType> &iA )

{

   if ( this != &iA ) {

      delete[] _ia;

      init( iA._ia, iA._size );

   }

   return *this;

}

Функция-член print() отвечает за вывод объекта того типа, которым конкретизирован шаблон Array. Возможно, реализация несколько сложнее, чем необходимо, зато данные аккуратно размещаются на странице. Если экземпляр конкретизированного класса Array<int> содержит элементы 3, 5, 8, 13 и 21, то выведены они будут так:

(5) < 3, 5, 8, 13, 21 >

Оператор потокового вывода просто вызывает print(). Ниже приведена реализация обеих функций:

template <class elemType> ostream&

   operator<<( ostream &os, Array<elemType> &ar )

{

   return ar.print( os );

}

template <class elemType>

   ostream & Array<elemType>::print( ostream &os ) const

{

   const int lineLength = 12;

   os << "( " << _size << " )< ";

   for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix )

   {

      if ( ix % lineLength == 0 && ix )

         os << "\n\t";

      os << _ia[ ix ];

      // не выводить запятую за последним элементом в строке,

      // а также за последним элементом массива

      if ( ix % lineLength != lineLength-1 && ix != _size-1 )

         os << ", ";

   }

   os << " >\n";

   return os;

}

Вывод значения элемента массива в функции print() осуществляет такая инструкция:

os << _ia[ ix ];

Для ее правильной работы должно выполняться требование к типам, которыми конкретизируется шаблон Array: такой тип должен быть встроенным либо иметь собственный оператор вывода. В противном случае любая попытка распечатать содержимое класса Array приведет к ошибке компиляции в том месте, где используется несуществующий оператор.

Функция-член grow() увеличивает размер объекта класса Array. В нашем примере – в полтора раза:



template <class elemType>

    void Array<elemType>::grow()

{

    elemType *oldia = _ia;

    int oldSize = _size;

    _size = oldSize + oldSize/2 + 1;

    _ia   = new elemType[_size];

    int ix;

    for ( ix = 0; ix < oldSize; ++ix )

          _ia[ix] = oldia[ix];

    for ( ; ix < _size; ++ix )

          _ia[ix] = elemType();

    delete[] oldia;

}

Функции-члены find(), min() и max() осуществляют последовательный поиск во внутреннем массиве _ia. Если бы массив был отсортирован, то, конечно, их можно было бы реализовать гораздо эффективнее.

template <class elemType>

    elemType Array<elemType>::min( )

{

    assert( _ia != 0 );

    elemType min_val = _ia[0];

    for ( int ix = 1; ix < _size; ++ix )

       if ( _ia[ix] < min_val )

          min_val = _ia[ix];

    return min_val;

}

template <class elemType>

    elemType Array<elemType>::max()

{

    assert( _ia != 0 );

    elemType max_val = _ia[0];

    for ( int ix = 1; ix < _size; ++ix )

       if ( max_val < _ia[ix] )

          max_val = _ia[ix];

    return max_val;

}

template <class elemType>

    int Array<elemType>::find( elemType val )

{

    for ( int ix = 0; ix < _size; ++ix )

       if ( val == _ia[ix] )

          return ix;

    return -1;

}

В шаблоне класса Array есть функция-член sort(), реализованная с помощью алгоритма быстрой сортировки. Она очень похожа на шаблон функции, представленный в разделе 10.11. Функция-член swap() – вспомогательная утилита для sort(); она не является частью открытого интерфейса шаблона и потому помещена в закрытую секцию:

template <class elemType>

    void Array<elemType>::swap( int i, int j )

{

     elemType tmp = _ia[i];

     _ia[i] = _ia[j];

     _ia[j] = tmp;

}

template <class elemType>

    void Array<elemType>::sort( int low, int high )

{

    if ( low >= high ) return;



    int lo = low;

    int hi = high + 1;

    elemType elem = _ia[low];

    for ( ;; ) {

         while ( _ia[++lo] < elem ) ;

         while ( _ia[--hi] > elem ) ;

         if ( lo < hi )

              swap( lo,hi );

         else break;

    }

    swap( low, hi );

    sort( low, hi-1 );

    sort( hi+1, high );

}

То, что код реализован, разумеется, не означает, что он работоспособен. try_array() – это шаблон функции, предназначенный для тестирования реализации шаблона Array:

#include "Array.h"

template <class elemType>

    void try_array( Array<elemType> &iA )

{

    cout << "try_array: начальные значения массива\n";

    cout << iA << endl;

    elemType find_val = iA [ iA.size()-1 ];

    iA[ iA.size()-1 ] = iA.min();

    int mid = iA.size()/2;

    iA[0] = iA.max();

    iA[mid] = iA[0];

    cout << "try_array: после присваиваний\n";

    cout << iA << endl;

    Array<elemType> iA2 = iA;

    iA2[mid/2] = iA2[mid];

    cout << "try_array: почленная инициализация\n";

    cout << iA << endl;

    iA = iA2;

    cout << "try_array: после почленного копирования\n";

    cout << iA << endl;

    iA.grow();

    cout << "try_array: после вызова grow\n";

    cout << iA << endl;

    int index = iA.find( find_val );

    cout << "искомое значение: " << find_val;

    cout << "\tвозвращенный индекс: " << index << endl;

    elemType value = iA[index];

    cout << "значение элемента с этим индексом: ";

    cout << value << endl;

}

Рассмотрим шаблон функции try_array(). На первом шаге печатается исходный объект Array, что подтверждает успешную конкретизацию оператора вывода шаблона, а заодно дает начальную картину, с которой можно будет сверяться при последующих модификациях. В переменной find_val хранится значение, которое мы впоследствии передадим find(). Если бы try_array() была обычной функцией, роль такого значения сыграла бы константа. Но поскольку никакая константа не может обслужить все типы, которыми допустимо конкретизировать шаблон, то приходится выбирать другой путь. Далее одним элементам Array случайным образом присваиваются значения других элементов, чтобы протестировать min(), max(), size() и, конечно, оператор взятия индекса.



Затем объект iA2 почленно инициализируется объектом iA, что приводит к вызову копирующего конструктора. После этого тестируется оператор взятия индекса с объектом ia2: производится присваивание элементу с индексом mid/2. (Эти две строки представляют интерес в случае, когда iA – производный подтип Array, а оператор взятия индекса объявлен виртуальной функцией. Мы вернемся к этому в главе 18 при обсуждении наследования.) Далее в iA почленно копируется модифицированный объект iA2, что приводит к вызову копирующего оператора присваивания класса Array. Затем проверяются функции-члены grow() и find(). Напомним, что find() возвращает значение –1, если искомый элемент не найден. Попытка выбрать из “массива” Array элемент с индексом –1 приведет к выходу за левую границу. (В главе 18 для перехвата этой ошибки мы построим производный от Array класс, который будет проверять выход за границы массива.)

Убедиться, что наша реализация шаблона работает для различных типов данных, например целых чисел, чисел с плавающей точкой и строк, поможет программа main(), которая вызывает try_array() с каждым из указанных типов:

#include "Array.C"

#include "try_array.C"

#include <string>

int main()

{

    static int ia[] = { 12,7,14,9,128,17,6,3,27,5 };

    static double da[] = { 12.3,7.9,14.6,9.8,128.0 };

    static string sa[] = {

        "Eeyore", "Pooh", "Tigger",

        "Piglet", "Owl", "Gopher", "Heffalump"

    };

    Array<int>    iA( ia, sizeof(ia)/sizeof(int) );

    Array<double> dA( da, sizeof(da)/sizeof(double) );

    Array<string> sA( sa, sizeof(sa)/sizeof(string) );

    cout << "template Array<int> class\n" << endl;

    try_array(iA);

    cout << "template Array<double> class\n" << endl;

    try_array(dA);

    cout << "template Array<string> class\n" << endl;



    try_array(sA);

    return 0;

}

Вот что программа выводит при конкретизации шаблона Array типом double:

try_array: начальные значения массива

( 5 )< 12.3, 7.9, 14.6, 9.8, 128 >

try_array: после присваиваний

( 5 )< 14.6, 7.9, 14.6, 9.8, 7.9 >

try_array: почленная инициализация

( 5 )< 14.6, 7.9, 14.6, 9.8, 7.9 >

try_array: после почленного копирования

( 5 )< 14.6, 14.6, 14.6, 9.8, 7.9 >

try_array: после вызова grow

( 8 )< 14.6, 14.6, 14.6, 9.8, 7.9, 0, 0, 0 >

искомое значение: 128      возвращенный индекс: -1

значение элемента с этим индексом: 3.35965e-322

Выход индекса за границу массива приводит к тому, что последнее напечатанное программой значение неверно. Конкретизация шаблона Array типом string заканчивается крахом программы:

template Array<string> class

try_array: начальные значения массива

( 7 )< Eeyore, Pooh, Tigger, Piglet, Owl, Gopher, Heffalump >

try_array: после присваиваний

( 7 )< Tigger, Pooh, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore >

try_array: почленная инициализация

( 7 )< Tigger, Pooh, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore >

try_array: после почленного копирования

( 7 )< Tigger, Tigger, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore >

try_array: после вызова grow

( 11 )< Tigger, Tigger, Tigger, Tigger, Owl, Gopher, Eeyore, <пусто>, <пусто>, <пусто>, <пусто> >

искомое значение: Heffalump           возвращенный индекс: -1

Memory fault (coredump)

Упражнение 16.11

Измените шаблон класса Array, убрав из него функции-члены sort(), find(), max(), min() и swap(), и модифицируйте шаблон try_array() так, чтобы она вместо них пользовалась обобщенными алгоритмами (см. главу 12).

Часть V

Объектно-ориентированное программирование

Объектно-ориентированное программирование расширяет объектное программирование, вводя отношения тип-подтип с помощью механизма, именуемого наследованием. Вместо того чтобы заново реализовывать общие свойства, класс наследует данные-члены и функции-члены родительского класса. В языке C++ наследование осуществляется посредством так называемого порождения производных классов. Класс, свойства которого наследуются, называется базовым, а новый класс – производным. Все множество базовых и производных классов образует иерархию



наследования.

Например, в трехмерной компьютерной графике классы OrthographicCamera и PerspectiveCamera обычно являются производными от базового Camera. Множество операций и данных, общее для всех камер, определено в абстрактном классе Camera. Каждый производный от него класс реализует лишь отличия от абстрактной камеры, предоставляя альтернативный код для унаследованных функций-членов либо вводя дополнительные члены.

Если базовый и производный классы имеют общий открытый интерфейс, то производный называется подтипом

базового. Так, PerspectiveCamera является подтипом класса Camera. В C++ существует специальное отношение между типом и подтипом, позволяющее указателю или ссылке на базовый класс адресовать любой из производных от него подтипов без вмешательства программиста. (Такая возможность манипулировать несколькими типами с помощью указателя или ссылки на базовый класс называется полиморфизмом.) Если дана функция:

void lookAt( const Camera *pCamera );

то мы реализуем lookAt(), программируя интерфейс базового класса Camera и не заботясь о том, на что указывает pCamera: на объект класса PerspectiveCamera, на объект класса OrthographicCamera или на объект, описывающий еще какой-то вид камеры, который мы пока не определили.

При каждом вызове lookAt() ей передается адрес объекта, принадлежащего к одному из подтипов Camera. Компилятор автоматически преобразует его в указатель на подходящий базовый класс:

// правильно: автоматически преобразуется в Camera*

OrthographicCamera ocam;

lookAt( &ocam );

// ...

// правильно: автоматически преобразуется в Camera*

PerspectiveCamera *pcam = new PerspectiveCamera;

lookAt( pcam );

Наша реализация lookAt() не зависит от набора подтипов класса Camera, реально существующих в приложении. Если впоследствии потребуется добавить новый подтип или исключить существующий, то изменять реализацию lookAt() не придется.

Полиморфизм подтипов позволяет написать ядро приложения так, что оно не будет зависеть от конкретных типов, которыми мы манипулируем. Мы программируем открытый интерфейс базового класса придуманной нами абстракции, пользуясь только ссылками и указателями на него. При работе программы будет определен фактический тип адресуемого объекта и вызвана подходящая реализация открытого интерфейса.



Нахождение ( или разрешение) нужной функции во время выполнения называется динамическим связыванием (dynamic binding) (по умолчанию функции разрешаются статически

во время компиляции). В C++ динамическое связывание поддерживается с помощью механизма виртуальных функций класса. Полиморфизм подтипов и динамическое связывание формируют основу объектно-ориентированного программирования, которому посвящены следующие главы.

В главе 17 рассматриваются имеющиеся в C++ средства поддержки объектно-ориентированного программирования и изучается влияние наследование на такие механизмы, как конструкторы, деструкторы, почленная инициализация и присваивание; для примера разрабатывается иерархия классов Query, поддерживающая систему текстового поиска, введенную в главе 6.

Темой главы 18 является изучение более сложных иерархий, возможных за счет использования множественного и виртуального наследования. С его помощью мы развернем шаблон класса из главы 16 в трехуровневую иерархию.

В главе 19 обсуждается идентификация типов во время выполнения (RTTI), а также изучается вопрос о влиянии наследования на разрешение перегруженных функций. Здесь мы снова обратимся к средствам обработки исключений, чтобы разобраться в иерархии классов исключений, которую предлагает стандартная библиотека. Мы покажем также, как написать собственные такие классы.

Глава 20 посвящена углубленному рассмотрению библиотеки потокового ввода/вывода iostream. Эта библиотека представляет собой иерархию классов, поддерживающую как виртуальное, так и множественное наследование.


Содержание раздела