С++ для начинающих

       

Объекты-исключения


Объявлением исключения в catch-обработчике могут быть объявления типа или объекта. В каких случаях это следует делать? Тогда, когда необходимо получить значение или как-то манипулировать объектом, созданным в выражении throw. Если классы исключений спроектированы так, что в объектах-исключениях при возбуждении сохраняется некоторая информация и если в объявлении исключения фигурирует такой объект, то инструкции внутри catch-обработчика могут обращаться к информации, сохраненной в объекте выражением throw.

Изменим реализацию класса исключения pushOnFull, сохранив в объекте-исключении то значение, которое не удалось поместить в стек. Catch-обработчик, сообщая об ошибке, теперь будет выводить его в cerr. Для этого мы сначала модифицируем определение типа класса pushOnFull следующим образом:

// новый класс исключения:

// он сохраняет значение, которое не удалось поместить в стек

class pushOnFull {

public:

   pushOnFull( int i ) : _value( i ) { }

   int value { return _value; }

private:

   int _value;

};

Новый закрытый член _value содержит число, которое не удалось поместить в стек. Конструктор принимает значение типа int и сохраняет его в члене _data. Вот как вызывается этот конструктор для сохранения значения из выражения throw:

void iStack::push( int value )



{

   if ( full() )

      // значение, сохраняемое в объекте-исключении

      throw pushOnFull( value );

   // ...

}

У класса pushOnFull появилась также новая функция-член value(), которую можно использовать в catch-обработчике для вывода хранящегося в объекте-исключении значения:

catch ( pushOnFull eObj ) {

   cerr << "trying to push value " << eObj.value()

        << " on a full stack\n";

}

Обратите внимание, что в объявлении исключения в catch-обработчике фигурирует объект eObj, с помощью которого вызывается функция-член value() класса pushOnFull.

Объект-исключение всегда создается в точке возбуждения, даже если выражение throw – это не вызов конструктора и, на первый взгляд, не должно создавать объекта. Например:


enum EHstate { noErr, zeroOp, negativeOp, severeError };

enum EHstate state = noErr;

int mathFunc( int i ) {

   if ( i == 0 ) {

      state = zeroOp;

      throw state;    // создан объект-исключение

   }

   // иначе продолжается обычная обработка

}

В этом примере объект state не используется в качестве объекта-исключения. Вместо этого выражением throw создается объект-исключение типа EHstate, который инициализируется значением глобального объекта state. Как программа может различить их? Для ответа на этот вопрос мы должны присмотреться к объявлению исключения в catch-обработчике более внимательно.

Это объявление ведет себя почти так же, как объявление формального параметра. Если при входе в catch-обработчик исключения выясняется, что в нем объявлен объект, то он инициализируется копией объекта-исключения. Например, следующая функция calculate() вызывает определенную выше mathFunc(). При входе в catch-обработчик внутри calculate() объект eObj инициализируется копией объекта-исключения, созданного выражением throw.

void calculate( int op ) {

   try {

      mathFunc( op );

   }

   catch ( EHstate eObj ) {

      // eObj - копия сгенерированного объекта-исключения

   }

}

Объявление исключения в этом примере напоминает передачу параметра по значению. Объект eObj инициализируется значением объекта-исключения точно так же, как переданный по значению формальный параметр функции – значением соответствующего фактического аргумента. (Передача параметров по значению рассматривалась в разделе 7.3.)

Как и в случае параметров функции, в объявлении исключения может фигурировать ссылка. Тогда catch-обработчик будет напрямую ссылаться на объект-исключение, сгенерированный выражением throw, а не создавать его локальную копию:

void calculate( int op ) {

try {

      mathFunc( op );

   }

   catch ( EHstate &eObj ) {

      // eObj ссылается на сгенерированный объект-исключение

   }

}

Для предотвращения ненужного копирования больших объектов применять ссылки следует не только в объявлениях параметров типа класса, но и в объявлениях исключений того же типа.

В последнем случае catch-обработчик сможет модифицировать объект-исключение. Однако переменные, определенные в выражении throw, остаются без изменения. Например, модификация eObj внутри catch-обработчика не затрагивает глобальную переменную state, установленную в выражении throw:

void calculate( int op ) {

try {

      mathFunc( op );

   }

   catch ( EHstate &eObj ) {

      // исправить ошибку, вызвавшую исключение

      eObj = noErr;  // глобальная переменная state не изменилась

   }

}

Catch-обработчик переустанавливает eObj в noErr после исправления ошибки, вызвавшей исключение. Поскольку eObj – это ссылка, можно ожидать, что присваивание модифицирует глобальную переменную state. Однако изменяется лишь объект-исключение, созданный в выражении throw, поэтому модификация eObj не затрагивает state.


Содержание раздела