С++ для начинающих

       

Объекты-функции


Наша функция min() дает хороший пример как возможностей, так и ограничений механизма шаблонов:

template <typename Type>

const Type&

min( const Type *p, int size )

{

   Type minval = p[ 0 ];

   for ( int ix = 1; ix < size; ++ix )

      if ( p[ ix ] < minval )

         minval = p[ ix ];

      return minval;

}

Достоинство этого механизма – возможность определить единственный шаблон min(), который конкретизируется для бесконечного множества типов. Ограничение же заключается в том, что даже при такой конкретизации min() будет работать не со всеми.

Это ограничение вызвано использованием оператора “меньше”: в некоторых случаях базовый тип его не поддерживает. Так, класс изображения Image может и не предоставлять реализации такого оператора, но мы об этом не знаем и пытаемся найти минимальный кадр анимации в данном массиве изображений. Однако попытка конкретизировать min() для такого массива приведет к ошибке компиляции:



error: invalid types applied to the < operator: Image < Image

(ошибка: оператор < применен к некорректным типам: Image < Image)

Возможна и другая ситуация: оператор “меньше” существует, но имеет неподходящую семантику. Например, если мы хотим найти наименьшую строку, но при этом принимать во внимание только буквы, не учитывая регистр, то такой реализованный в классе оператор не даст нужного результата.

Традиционное решение состоит в том, чтобы параметризовать оператор сравнения. В данном случае это можно сделать, объявив указатель на функцию, принимающую два аргумента и возвращающую значение типа bool:

template < typename Type,

           bool (*Comp)(const Type&, const Type&)>

const Type&

min( const Type *p, int size, Comp comp )

{

   Type minval = p[ 0 ];

   for ( int ix = 1; ix < size; ++ix )

      if ( Comp( p[ ix ] < minval ))

         minval = p[ ix ];

      return minval;

}

Такое решение вместе с нашей первой реализацией на основе встроенного оператора “меньше” обеспечивает универсальную поддержку для любого типа, включая и класс Image, если только мы придумаем подходящую семантику для сравнения двух изображений. Основной недостаток указателя на функцию связан с низкой эффективностью, так как косвенный вызов не дает воспользоваться преимуществами встроенных функций.


Альтернативная стратегия параметризации заключается в применении объекта-функции вместо указателя (примеры мы видели в предыдущем разделе). Объект-функция – это класс, перегружающий оператор вызова (operator()). Такой оператор инкапсулирует семантику обычного вызова функции. Объект-функция, как правило, передается обобщенному алгоритму в качестве аргумента, хотя можно определять и независимые объекты-функции. Например, если бы был определен объект-функция AddImages, который принимает два изображения, объединяет их некоторым образом и возвращает новое изображение, то мы могли бы объявить его следующим образом:

AddImages AI;

Чтобы объект-функция удовлетворял нашим требованиям, мы применяем оператор вызова, предоставляя необходимые операнды в виде объектов класса Image:

Image im1("foreground.tiff"), im2("background.tiff");

// ...

// вызывает Image AddImages::operator()(const Image1&, const Image2&);

Image new_image = AI (im1, im2 );

У объекта-функции есть два преимущества по сравнению с указателем на функцию. Во-первых, если перегруженный оператор вызова – это встроенная функция, то компилятор может выполнить ее подстановку, обеспечивая значительный выигрыш в производительности. Во-вторых, объект-функция способен содержать произвольное количество дополнительных данных, например кэш или информацию, полезную для выполнения текущей операции.

Ниже приведена измененная реализация шаблона min() (отметим, что это объявление допускает также и передачу указателя на функцию, но без проверки прототипа):

template < typename Type,

           typename Comp >

const Type&

min( const Type *p, int size, Comp comp )

{

   Type minval = p[ 0 ];

   for ( int ix = 1; ix < size; ++ix )

      if ( Comp( p[ ix ] < minval ))

         minval = p[ ix ];

      return minval;

}

Как правило, обобщенные алгоритмы поддерживают обе формы применения операции: как использование встроенного (или перегруженного) оператора, так и применение указателя на функцию либо объекта-функции.

Есть три источника появления объектов-функций:

  • из набора предопределенных арифметических, сравнительных и логических объектов-функций стандартной библиотеки;


  • из набора предопределенных адаптеров функций, позволяющих специализировать или расширять предопределенные (или любые другие) объекты-функции;


  • определенные нами собственные объекты-функции для передачи обобщенным алгоритмам. К ним можно применять и адаптеры функций.


  • В этом разделе мы рассмотрим все три источника объектов-функций.


    Содержание раздела