С++ для начинающих

       

Альтернативная иерархия классов


Хотя наша иерархия классов Query представляется вполне приемлемой, она вовсе не является единственно возможной. Например, AndQuery и OrQuery связаны с бинарной операцией, поэтому они в какой-то степени дублируют друг друга. Можно вынести все данные и функции-члены, общие для них, в абстрактный базовый класс BinaryQuery. Поддерево новой иерархии Query изображено на рисунке 17.2:

Query

BinaryQuery

AndQuery                        OrQuery

 

Рис. 17.2. Альтернативная иерархия классов

Класс BinaryQuery – это тоже абстрактный базовый класс, следовательно, его фактические объекты в приложении не появляются. Разумной реализации eval() для него предложить нельзя, поэтому чисто виртуальная функция, объявленная в Query, в классе BinaryQuery останется чисто виртуальной. (Подробнее о таких функциях мы поговорим в разделе 17.5.)

Две функции-члена для доступа – lop() и rop(), общие для обоих классов, переносятся выше, в BinaryQuery, и определяются как нестатические встроенные. Аналогично два члена _lop и _rop, объявленные в обоих классах, также переносятся в BinaryQuery и становятся нестатическими и защищенными. Открытые конструкторы обоих производных классов объединяются в один защищенный конструктор BinaryQuery:

class BinaryQuery : public Query {

public:

   const Query *lop() { return _lop; }

   const Query *rop() { return _rop; }

protected:



   BinaryQuery( Query *lop, Query *rop )

              : _lop( lop ), _rop( rop )

   {}

   Query *_lop;

   Query *_rop;

};

Складывается впечатление, что теперь оба производных класса должны предоставить лишь подходящие реализации eval():

// увы! эти определения классов некорректны

class OrQuery : public BinaryQuery {

public:

   virtual void eval();

};

class AndQuery : public BinaryQuery {

public:

   virtual void eval();

};

Однако в том виде, в котором мы их определили, эти классы неполны. При компиляции самих определений ошибок не возникает, но если мы попытаемся определить фактический объект:


// ошибка: отсутствует конструктор класса AndQuery

AndQuery proust( new NameQuery( "marcel" ),

                 new NameQuery( "proust " ));

то компилятор выдаст сообщение об ошибке: в классе AndQuery нет конструктора, готового принять два аргумента.

Мы предположили, что AndQuery и OrQuery наследуют конструктор BinaryQuery точно так же, как они наследуют функции-члены lop() и rop(). Однако производный класс не наследует конструкторов базового. (Это могло бы привести к ошибкам, связанным с неинициализированными членами производного класса. Представьте, что будет, если в AndQuery добавить пару членов, не являющихся объектами классов: унаследованный конструктор базового класса для инициализации объекта производного AndQuery применять уже нельзя. Однако программист может этого не осознавать. Ошибка проявится не при конструировании объекта AndQuery, а позже, при его использовании. Кстати говоря, перегруженные операторы new и delete наследуются, что иногда приводит к аналогичным проблемам.)

Каждый производный класс должен предоставлять собственный набор конструкторов. В случае классов AndQuery и OrQuery единственная цель конструкторов – обеспечить интерфейс для передачи двух своих операндов конструктору BinaryQuery. Так выглядит исправленная реализация:

// правильно: эти определения классов корректны

class OrQuery : public BinaryQuery {

public:

   OrQuery( Query *lop, Query *rop )

          : BinaryQuery( lop, rop ) {}

   virtual void eval();

};

class AndQuery : public BinaryQuery {

public:

   AndQuery( Query *lop, Query *rop )

          : BinaryQuery( lop, rop ) {}

   virtual void eval();

};

Если мы еще раз взглянем на рис. 17.2, то увидим, что BinaryQuery – непосредственный базовый класс для AndQuery и OrQuery, а Query –для BinaryQuery. Таким образом, Query не является непосредственным базовым классом для AndQuery и OrQuery.

Конструктору производного класса разрешается напрямую вызывать только конструктор своего непосредственного предшественника в иерархии (виртуальное наследование является исключением из этого правила, да и из многих других тоже: см. раздел 18.5). Например, попытка включить конструктор Query в список инициализации членов объекта AndQuery приведет к ошибке.

При определении объектов классов AndQuery и OrQuery теперь вызываются три конструктора: для базового Query, для непосредственного базового класса BinaryQuery и для производного AndQuery или OrQuery. (Порядок вызова конструкторов базовых классов отражает обход дерева иерархии наследования в глубину.) Дополнительный уровень иерархии, связанный с BinaryQuery, практически не влияет на производительность, поскольку мы определили его конструкторы как встроенные.

Так как модифицированная иерархия сохраняет открытый интерфейс исходного проекта, то все эти изменения не сказываются на коде, который был написан в расчете на старую иерархию. Хотя модифицировать пользовательский код не нужно, перекомпилировать его все же придется, что может отвратить некоторых пользователей от перехода на новую версию.


Содержание раздела